воскресенье, 1 июля 2012 г.

Fable 3

Перед тем, как написать что бы то ни было про Fable 3, хочу пожаловаться на терминологическую путаницу, связанную с названиями жанров игр (которая, возможно, существует только в моей голове).

Итак, в русском терминологическом аппарате существует «квест», который по-английски — point-and-click adventure. При этом по-русски можно сказать «адвенча», и означает это... что? Википедия перенаправляет нас на статью «квест», но у меня есть смутное ощущение того, что эти термины не полностью взаимозаменяемы. Квест — это игра обычно с видом от третьего лица, где ты кликаешь на предметы, собираешь их в инвентарь и решаешь интеллектуальную задачу «как превратить ведро в ведро с водой», а адвенчи — это всё остальное (обычно в комбинированных жанрах). Если нужно попутно собирать электросхему, это паззл. Если можно прыгнуть и свалиться, это аркада. Или платформер. Или «или» тут неуместно, ведь та же википедия говорит нам, что «аркада — это... компьютерная игра с нарочно примитивным игровым процессом», а также что «некоторые журналы причисляют к ним платформеры».

Почему мне кажется, что адвенча и квест — это разные жанры? Потому, например, что Psychonauts в той же википедии относятся к жанру «адвенча/платформер», и если платформерность там очевидна, то «адвенча», вероятно, относится скорее к необходимости бродить, вести диалоги, постигать сюжет и собирать ништяки. Возможно.

Путаницу в терминах также можно было бы объяснить тем, что каждый дрочит как он хочет.

Так вот в мои эротические желания однозначно входит оглашение того факта, что Fable 3 — адвенча, а не РПГ. Конечно, тогда с тяжёлым вздохом приходится вспомнить, что РПГ — это «ролевая игра», то бишь такая, где игрок отыгрывает некую роль; но на самом-то деле узус этого названия иной! В дейтсимах ты тоже отыгрываешь роль (наверное, я ни разу не пробовала). РПГ — это всё-таки чтоб с мочиловом, уровнями и лутом. И элементами отыгрыша.


Так вот: мочилово в Fable 3 есть. Есть и персонажи, и диалоги, и Моральные Дилеммы, и даже что-то наподобие возможности прокачиваться, так что сложно отрицать наличие некоего элемента РПГ. Тем не менее, основная часть моего прохождения ушла на:

а) выкапывание предметов из земли (как славно, что нельзя пропустить анимацию!);
б) беготню по городам и весям с целью напердеть в лицо большому количеству народных масс, дабы прокачать свой меч.

Ах если бы я шутила.

При наличии сюжета, персонажей и прочего вышеописанного фокусируется Fable 3 всё-таки на возможности переодевать персонажа и бесконечных gotta-catch-'em-all квестах. И то, и другое присутствует в идиотском количестве — первым решением героя является выбор прикида.


Собирательство же вымотает любого человека, чьи нервы не отлиты из стали. Найдите пятьдесят гномов. Найдите сорок книг. Найдите пятьдесят серебряных ключей. Найдите пять красных цветочков. Найдите пять синих цветочков. Найдите пять зелёных... улавливаете закономерность?

Адвенча как она есть.

Наверное, разгадка в том, что эта игра рассчитана на гораздо более юную целевую аудиторию. И, наверное, для неё она хороша. В конце концов, в Fable 3 действительно симпатичный сказочный сюжет, ласково рассказывающий нашим самым маленьким читателям о проблемах индустриального общества, потрясающая актёрская игра (каст говорит сам за себя) и приятный мультяшный дизайн. Не могу сказать, что в эту игру очень интересно играть — но не могу и не признаться, что смеялась вслух, проходя квест The Game, где герой оказывается персонажем типичного ДнД-приключения (казалось бы, такие шутки должны в определённом возрасте перестать смешить).

Наверное, вышенаписанное выглядит так, будто я критикую игру только за то, что она принадлежит к несимпатичному мне жанру. Но дело не в этом (хотя шок от того, что кому-то нравится ползать по большой карте и собирать бесконечные ключи, надо пережить); дело в упущенных возможностях.


Если в игре есть институт брака, почему бы не прописать хотя бы нескольких персонажей, с которыми его интересно было бы заключить? Как и в Skyrim, я оказалась в некотором тупике. Брак нужен для выполнения одного квеста, но в итоге он сводится к выбору на улице тёлки в самом симпатичном платье, выполнению её занудного relationship quest и — вуаля. Мне трудно понять логику, стоящую за такой игровой механикой. Предполагается, что кто-то может облюбовать себе Самого Симпатичного Прохожего? Или наших самых маленьких читателей с юных лет приучают к циничному восприятию ячеек общества?

Ничто не мешало сделать бои более интересными, а закопанные предметы — более полезными. Использование в качестве клавиш управления цифр даже и не прокомментируешь. Возможность посмотреть список квестов только через карту и жутковатые модельки городов на оной — это всё цветочки. Главная проблема куда печальнее.

Ближе к финалу игры главный Герой становится-таки Королём Альбиона, и дальше перед ним стоит сложный выбор: сдержать данные союзникам обещания (Светлая сторона Силы) или предать их (Тёмная сторона) — но не по прихоти, а ради мира на земле. Не выдавая главного спойлера, скажу, что к концу игры герою и правда нужно накопить много денег. Предполагалось, что ему придётся принимать нелёгкие решения, выбирая, кому помочь, а кого обойти стороной, или же погрузиться в не самую примитивную экономику государства, скупая и перепродавая товары, чтобы навариться на разнице и таким образом заработать деньги самостоятельно. Крупные суммы, кстати, можно раздобыть ещё и — да-да, вы угадали — собрав чёртовы бесконечные ключи.

К сожалению, это всё никому не нужно, поскольку собрать много денег к финалу невыносимо просто. Игра позволяет герою скупать недвижимость и сдавать её в аренду. Прибыль от этого занятия перекрывает любые альтернативные способы дохода настолько разительно, что лай собаки, обнаружившей очередной зарытый кошель с пятьюстами монетами, под конец игры только раздражает. Мне не пришлось отказывать ни одному просителю, и нужную сумму я добрала, продав скопившиеся предметы; при этом в ходе игры я не пыталась целенаправленно зарабатывать деньги. Они сами.

А это несколько подрывает идею «либо быть хорошим, либо богатым». Возможность влезть на ёлку и сохранить филейную часть греет сердце в том случае, когда добывается потом и кровью. Когда же она сама идёт в руки, вся болтология о том, как трудно быть правителем, остаётся лишь болтологией.

И тем не менее, я прошла эту игру до конца (что бывает со мной не так часто). В какой-то степени это связано с тем, что мне, пожалуй, порочным образом нравится-таки переодевать своего персонажа; но помимо этого сработала тысяча приятных мелочей вроде того, что основной запас гондонов можно раздобыть на полочках в библиотеке (а с другой стороны, может, это и не для младшей целевой аудитории произведение?). Сама затея игры, которая не заканчивается свержением главного злодея, а предлагает влезть в его шкуру и попытаться постигнуть, может ли смертный сделать лучше, или не так уж зол был злодей, чудо как хороша. Все одноразовые квесты написаны с любовью и милы. Дизайн и музыка приятны. Возможность покружить толстого гея-продавца в залихватском танго... ну, в общем, тоже не каждый день встречается. Плюс кончается игра достаточно (по собственным меркам) эффектно.

Жаль только, что на самом деле она после этого не кончается, а предлагает ещё немного пособирать ключики.

1 комментарий: