пятница, 18 мая 2012 г.

Pippin Barr: «странные игры» про Зенона и Бога

С учётом того, что Пиппин Барр является счастливым обладателем PhD, его имя однозначно звучит как кличка придурковатой левретки из какого-нибудь мультика, полного слэпстик-юмора. Тем не менее, в нашем мире это дяденька из Копенгагена — читает лекции, изучает компьютерные игры — и делает последние, конечно. Но, впрочем, что считать за секс.


Пиппин Барр считает, что вопрос о том, могут ли игры быть искусством, логически абсурден: компьютерная игра — это медиум, посредник. На бумаге можно написать роман или расписание электричек; на мониторе можно закодить развлекательный объект или объект искусства. Не поспоришь.

Логичным образом то, что господин Барр кодит сам, можно назвать играми лишь с большим трудом — зато (вот радость) у него есть мозг. И, как часто бывает с современными художниками, слушать его объяснения своих задумок порой интереснее, чем непосредственно с ними взаимодействовать. Все его «странные игры» (это авторский термин — curious games) выложены на авторском сайте; тут я расскажу о самых интересных из них с цитатами из автора же, так что происходящее в этом бложике станет напоминать почти настоящую журналистику.

Ссылки на конкретные игры — в заголовках.

Let's Play: Ancient Greek Punishment



Тут всё идеально просто. Греки знали толк в наказаниях. Мы вроде бы и так в курсе, но именно эта игра позволяет прочувствовать сей факт в полной мере: Сизифов труд становится куда понятнее, если для его исполнения надо ебошить по клавиатуре (ещё понятнее он стал бы, если бы из монитора на игрока выкатывался огромный камень, но технологии пока несовершенны), а медлительность Прометеева орла вызывает желание выть и бить ногами. В качестве бонусной пятой игры неожиданным образом выступает парадокс Зенона ("Let's Play: Наказание античной философией!") — и, по-моему, после прохождения (попытки оного) забыть его суть станет невозможно.

Образовательный, в общем, проект.

Let There Be Smite!



Симулятор Бога (его, родимого, ветхозаветного, а не просто абстрактного бога), демонстрирующий то, почему же пути Его столь неисповедимы и порой так подозрительно напоминают случайности.

Вы Бог. При помощи своеобразной камеры наблюдения вы созерцаете детищ своих, которые потихоньку плодятся, размножаются и иногда грешат (то есть нарушают одну из десяти заповедей). Каждый грех можно простить — или зафигачить грешника молнией. Чем дальше в пучины времён, тем больше людей, больше грехов, меньше времени на осмысление решения... ну вы поняли, да?

«Мне хотелось изобразить работу Бога страшно скучной, пишет Барр (теперь ни у кого нет сомнений, что это арт-объекты, а не игры, способные сами по себе кого-то развлечь, правда? — А.). — Ну правда, всё время следить за каждой мелочью и так переживать из-за грехов должно быть довольно ужасно. Это привело меня к сравнению Бога с офисным работником, а потом я понял, что лучший вариант визуализации этой метафоры — кликанье диалоговых окошек: это самый бесчеловечно удручающий способ игрового взаимодействия, который мне удалось придумать. Думаю, тут мне всё удалось.

Понимание сути — и юмора — игры приходит в несколько этапов. Сперва вам смешно оттого, что вы играете в Бога, который выполняет свою работу при помощи какой-то громоздкой древней программы. Потом вы понимаете, что смотрит он на течение истории в каком-то офисе. Потом — что ему необходимо прочитать про абсолютно все человеческие грехи и в каждом случае совершить выбор, методично кликая и кликая. Потом — что грешат много. В результате вы можете либо погибнуть под завалом запросов, что заставит систему упасть, либо нажать кнопку экстренного спасения, затопить землю и уничтожить человечество.

Особенно интересен момент, когда вам всё равно, выбрать «простить» или «наказать» — вы нажимаете любую кнопку, не задумываясь о выборе, тем самым взаимодействуя не с собственно игрой, а только с её интерфейсом. Мы делаем это сплошь и рядом — не задумываемся о каждом клике, а видим только общий образ своей цели. Эта игра пытается обострить такое чувство, в то же время вызвав его в связи с чем-то невероятно важным, к чему подобный автоматический подход применять не следует».

Как видите, тоже очень познавательная игра. Метафора стара, идея стара — но конкретное воплощение оных, пожалуй, попалось мне впервые.

От игр про философию и культуру интереснее перейти к играм про игры — и особенно тем, что маскируются под первые. Об этом я расскажу в следующей части своего глубокого труда.

2 комментария:

  1. А ты прошла апорию Зенона до момента, когда там все девятки в пройденном расстоянии? :)

    ОтветитьУдалить