среда, 13 июня 2012 г.

Топ-10 моих любимых игр

В комментах попросили составить список моих любимых игр, дабы «откалибровать вкусы». Но, разумеется, это сложная задача, ибо что считать за любимые? Те, в которые я больше всего играю? Те, которые больше всего нравятся мне своей идеей? Те, к которым разум стремится вернуться даже после закрытия приложения?

В итоге я решила считать любимыми те игры, про которые мне, условно говоря, интересно читать срачики на форумах, и упоминание которых греет моё сердце. Этих названий в заголовке страницы достаточно для того, чтобы я прочитала её содержимое. И это означает, что в список не попали некоторые игры, в которые мне доводилось играть и больше нижеозначенных (например, Civilization или Skyrim), а также те, которые мне нравятся несколько более объективно (например, Fahrenheit, I Have no Mouth and I Have to Scream, Process, Bastion, Cargo! The Quest For Gravity, Limbo... кстати, я сегодня купила the Humble Bundle V, чего и всем желаю — набор отличный).

Ах да, ещё я поставила себе условие: не больше одной игры от одной студии — а то можно было бы обойтись только играми Ice-Pick Lodge, Phantomery Interactive и Tale of Tales.

Список, кстати, получился ещё и очень скучный. Мне кажется, что, зная меня хоть немного, вы могли бы составить его и сами. И поэтому я оставлю его без картинок — все игры достаточно известные. Загадочные инди, о которых никто не знает и которым в изрядной степени посвящён сей бложик, внезапно, самыми-любимыми-на-свете для меня не являются.

Начнём с пункта 10, что ли. Вы ведь совершенно не догадываетесь, что будет на первом месте.



10. Diablo II,
ибо мой путь до третьей дьяблы ещё далёк

Меня поражает то, сколько раз можно играть в эту тупую и однообразную, в общем-то, игру. Diablo I примечателен хотя бы мрашным готишным сеттингом; Diablo II даже в этом несколько проигрывает. Мира нет, сюжета нет, героев нет — есть только бесконечное мочилово и распределение очков. С момента выхода второй дьяблы была создана куча клонов, так или иначе её превосходящих. И тем не менее, я бесконечно туда возвращаюсь — или в оригинальный Lord of Destruction (само это словосочетание выдаёт моё удручающее неолдфажество!), или в фанатские моды.

Кстати, DRM — говно.

9. Dungeons of Dredmor,
ибо лучше подземелий могут быть только подземелья, в которых ещё не бывал

Хотела написать об этой игре отдельный пост, но, видимо, не судьба. Инди-данжнкролеров много, и этот, на мой вкус, самый лучший. Прекрасное чувство юмора, ветвистая система навыков, на удивление не приедающийся геймплей. Слышали про The Kingdom of Loathing (а это лучшая браузерная РПГ на свете)? Что-то вроде того, только с симпатичной пикселястой графикой и без сюжета. И монстры перед смертью говорят тебе, что им осталось два дня до пенсии.

8. Pokemon Tower Defence,
ибо в настоящих покемонов играть всё-таки невозможно

Тут нужно понимать две штуки: я люблю покемонов (потому что их много и они эволюционируют) и игры жанра tower defence. К сожалению, первые не предназначены для игры за компьютером (это всё-таки игра для поездок в метро — долгие сессии страшно надоедают), а вторых очень много, и все одинаковые. PTD объединяет первое со вторым, получая все достоинства и никаких недостатков. Кавайная покемонная графика, эволюции, изучение разных атак, задрачивание преимуществ и недостатков — и (относительно) бодрая непосредственно игра. Лучше и придумать нельзя.

7. Heroes of Might and Magic III,
ибо я родилась в России в девяностые годы

Тут нечего комментировать, разве что признаться, что на самом деле я играю в фанатский аддон In the Wake of Gods (он же относительно знаменитые «Герои три с половиной»). Там убит баланс (помощник-огр + герой с навыком артиллерии + кармические битвы = стопицотый уровень к концу игры), но зато столько крутоты.

Ещё я иногда играю в четвёртых — у них хоть есть своё лицо. Пятых и шестых лучше бы не было.

6. The Endless Forest,
или переходим к претенциозной части балета

Студия Tale of Tales в первую очередь известна игрой The Path (которую непросто запустить), но их ММО-что-то-там, где ты играешь за оленя и занимаешься своими оленьими делами, мне симпатичнее. В игре нет текста, сюжета, людей и событий, только олени и возможность колдовать друг на друга маски, шкуры и прочее. Одну картиночку даже покажу: это мы со спутником жизни моей нацепили одинаковые маски и радуемся своему единству. Я справа.


Как-то раз мы стояли большой оленьей цепочкой и танцевали задорный танец на протяжении получаса, что ли. It's the very essense of online gaming, бросайте ваши вовы и присоединяйтесь.

5. Dear Esther,
ибо Борхеса я, конечно, не читала

Dear Esther искренне впечатлила меня своим подходом к нелинейному нарративу, атмосферой, излагаемой драматической историей и лаконичностью. Там нет ничего лишнего — только пейзаж, закадровый голос и четыре кнопки для движения. При этом под конец впору рыдать (или искать глубинные смыслы) — если вы, как я, любите рыдать над фрагментами нецелостной истории, которую нужно больше додумать, чем понять.

У «Эстер» есть недостатки. Сюжет мог бы быть чуть связней, музыка драматичней, а финал не таким претенциозным. Но переплетение исторических фактов, географии, личной трагедии и аутичных мыслей о судьбах мира — это как раз то, что цепляет меня за самое сердце.

Кстати. В природе существует полный скрипт игры в формате pdf, но он всё равно неполный — это скрипт старого мода (из которого и выросла игра), а не того, что сейчас продаётся в стиме. В новом дописано несколько новых вариантов текста. В общем, я от большой любви вытянула игровой текст и загнала его в пдф — для личного пользования, но почему б не поделиться? Если кому надо, держите: Dear Esther full script.

4. Dragon Age II,
ибо должен же тут быть хоть один блокбастер (или «пункт пассивно-агрессивный»)

Я считаю DA2 идеальной РПГ, и уберите говномёты. Тут надо внятно оговориться: по неведомой небесам причине я способна играть только в РПГ с фэнтезийным сеттингом, хотя во всех других видах искусства его почти не перевариваю. Наверное, дело в том, что все мечи разные, а пистолеты одинаковые (а машина у моего друга Фёдора красненькая). Так что, возможно, где-то водятся хорошие РПГ про космические пушки, а я о них ничего не знаю.

Dragon Age — и правда лучшая фэнтезийная рпг-франшиза последних лет: серьёзная, эпическая, старающаяся быть хоть немного сложнее, чем «эльфы утончённые, орки плохие», и — нет нужного числа линий для подчёркивания, которое бы правильно акцентировала мою мысль — сюжетная. Я не перевариваю игр с чрезмерно открытым миром (и смотрю на тебя, TES). У меня тут, в реальности, есть открытый мир, где я могу делать всё что угодно (но почему-то туплю в игрушечки); зачем мне ещё один?

Нет, когда я сажусь за компьютер, я хочу, чтобы мне рассказали историю. Интересную, глубокую, с яркими персонажами, необычным миром и эмоциональным финалом. Я хочу, чтобы в выполняемых мной квестах было чуть больше смысла, чем «ради того, чтобы сменить меч +2 на меч +4». Я хочу, чтобы пиксели и полигоны заставляли меня смеяться и плакать. Я хочу чувствовать, что изменила что-то в вымышленном мирке — и «теперь в этом доме нет тарелки» не является существенной переменой.

Dragon Age II многие не любят за то, что ряд классических рпг-элементов там уничтожен в угоду более связному изложению сюжета. Это правда. Но, наверное, создатели игры пребывают со мной на одной волне, ибо отсутствию того, что в DA2 отсутствует, я только рада. Нельзя переодевать спутников? Вот и шикарно — тем целостнее их образы (плюс в первом драгонэйдже я всё время страдала от необходимости примерить каждые чёртовы ботинки на каждого чёртового соратника). Fast-travel? Замечательно, чего ноги-то сбивать. Основной массив квестов принадлежит оным непереодеваемым спутникам? Великолепно, это ведь и есть самое интересное. Квесты «подай-принеси» оформлены вообще прекрасно — ты получаешь их не от NPC, который желает обрести предмет, а с нахождением оного предмета (что опять же избавляет от сбивания ног). И я уж не говорю об оставшихся в наследие от первой части прекрасных элементах вроде тактической паузы.

Но главное — это игра не про эпического героя, пред которым все почему-то падают ниц. Это игра про довольно харизматичного чувачка, который волею судьбы тусит с другими харизматичными чувачками, но никак особо с ними не связан. У них есть свои жизни, на которые ты можешь повлиять только частично. Да и у Хоука тоже жизнь своя, и судьбы города он вершит скорее поневоле — так уж сложилось. Никакого избранничества, никаких драконов, только скучная местечковая политика.

И это, понимаете, прекрасно. Нет ничего славнее драматичной политики — разве что драматичная политика, вершимая руками не бесконечно глубоких, но славных и приятных персонажей (которые являются таковыми благодаря клёво написанным текстам). Там, где DA1 был уныл, DA2 старается быть весёлым; где первый был эпичен, второй — прост и скромен; где первый уводил игрока в числоёбство и истовое собирание частей комплекта доспехов, второй рассказывает, что путешествие из грязи в князи довольно увлекательно, если подходить к нему с любовью.

Но, да, клонированные подземелья. Конечно, тот факт, что вы не можете мочить неписей в комнатках с обоями разного цвета, всё это перечёркивает. Вы же тут ради обоев. Ага.

3. Sublustrum,
ибо нет ничего лучше начала XX века

Как можно догадаться уже сейчас, все первые пять пунктов списка — игры, которые я люблю за сюжет. «Сублюструм» одновременно кривобок и претенциозен до невозможности; мне кажется, эту игру не сделали полностью в сепии только по коммерческим соображениям.

И он прекрасен. Прекрасен старомодный сюжет про двух братьев. Прекрасен избранный образный ряд с дольменами, наркотическими растениями и низкочастотными звуками.

Но залог успеха, думаю, заключается в том, что продемонстрированные нам сюрреалистические миры не пытаются быть связными. Они, скажем прямо, разваливаются на части. Почему пустыня? Что это был за прозрачный чувак? Зачем там ключ времени?  Никто ничего не объясняет, всё подаётся как само собой разумеющееся. Просто в этом мире есть механический эмбрион, и он, само собой, запускает трамвай. Как вы могли усомниться.

Это dream logic в лучшем её проявлении. Иногда во сне бывает так, что ты будто бы знаешь то, чего на самом деле знать не можешь; эта странная, ниоткуда взявшаяся уверенность и создаёт пресловутую сюрреалистическую атмосферу. Как если бы в тексте все существительные сопровождались определённым артиклем, хотя вроде как не должны.

Такие галлюцинации — рассыпающиеся, бессвязные, но ведущие к объяснимому и стройному финалу — куда интереснее снов с психоаналитическими объяснениями. «Ему снится океан, потому что в реальности он обмочился». Эдак я, знаете, и сама могу.

Покажите мне то, что меня удивит, не скатившись в помойку образов. Ну и вот — показали.

2. Мор. Утопия,
ибо чем меньше игра — игра, тем более она игра

Тут тоже сложно что-то прокомментировать, ибо бесконечные фанарты, в том числе и фото-, всё давно уже сделали за меня. Все знают, что «Мор» — не игра, а театральная постановка, просто проход в большой и невыносимо поэтичный мир, где дети играют со смертельно опасными порошками, а власть мистическая сильнее власти мирской. Я устала признаваться в любви «Мору».

Пожалуй, замечу вот что: в «Море» идеально сделан выбор персонажей. Все три имеют собственные имена, сюжеты и личности, никакой вам кастомизации. И игра за каждого радикально отличается от двух других — это и правда три сюжета в одном флаконе. Если уж нам предлагают выбрать героя, именно так оный выбор и должен быть оформлен, а не сменой «мистера» на «миссис».

Противостояние науки, религии и веры, обычаи малых степных народов, топорный постмодернизм, потрясающий по унылости и вместе с тем целостности визуальный стиль, в меру выразительные герои, которые при этом сливаются в единую картинку, — в «Море» есть всё. Кроме, пожалуй, возможности поиграть без матерщины.

Ну серьёзно, скорость, с которой бегает Гаруспик, — это какая-то насмешка.

1. Planescape: Torment,
ибо.

Во время одной кухонной беседы я поняла страшную вещь. Я считаю PS:T не просто лучшей игрой всех времён, но и лучшим (известным мне) художественным произведением всех времён. То есть лучше «Евангелиона», «Вавилона 5», «Розенкранца и Гильденстерна» и «Мы» Замятина. Понимаете, да?

Вся штука — в балансе. В PS:T найдена та самая идеальная гармония между развлекательным и высоким, весёлым и серьёзным, оригинальным и узнаваемым, сюжетным и вселенским, свободой и ограничениями. Почитайте питч игры — там всё описано очень внятно, хоть и немного неожиданно.

Безымянный не спасает мир, но его квест имеет невероятную важность для него самого — и потому для игрока. Почему этот простой приём так редко встречается? Почему для игрового интереса непременно нужна угроза конца света?

Среди спутников Безымянного нет token «эльфов, которые нужны только для того, чтобы поведать нам о культуре и обычаях эльфов». Это изгои, это странные чуваки — и потому информация о мире, которую они нам раскрывают, преломляется наиболее драматическим и интересным образом. И мир этот, пусть и не авторы игры его сочинили, необычен и интересен.

Текст PS:T действительно хорошо написан. Вымышленный planar cant, местный сленг, тому помогает, но дело не только в нём.

Персонажи и действующие силы изобретательны, оригинальны и ненавязчиво притчевы. В итоге ты чувствуешь, что приоткрыл завесу огромной, чуждой тебе вселенной, которую можно понять только частично.

PS:T не скатывается в хиханьки-хаханьки (а серьёзные произведения я ценю всё же больше юмористических, ибо юмор дешев).

Но главное достоинство PS:T в том, что эта игра идеально выполняет миссию РПГ — сублимировать игроку то, чего ему не хватает в его никчёмной жизни. Безымянный выполняет важное дело (без костылей в лице мирового зла), он может убивать и спасать, быть Безымянным интересно. И, конечно, это так именно благодаря тому, что мы имеем дело не только с физическими, но и с духовными материями.

I've seen belief move cities, make men stave off death, and turn an evil hag's heart half-circle. This entire Fortress has been constructed from belief. Belief damned a woman, whose heart clung to the hope that another loved her when he did not. Once, it made a man seek immortality and achieve it.

А власть над умами куда интереснее власти над телами.

25 комментариев:

  1. А играли ли вы в Ведьмака (первую и вторую часть). Все плюсы «Dragon Age II» есть и в нём. Тем более фильмы по книгам обычно лучше просто фильмов — думаю такая же ситуация и с играми (более реалистичен сюжет, в него веришь гораздо больше, чем в другие фэнтези, так как в Ведьмаке много политики, грязи и секса).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анонимный14 июня 2012 г., 8:52

      это убивается уебанским интерфэйсом и контролем, играть неудобно.
      и магия там конченая.

      Удалить
    2. я прошла первую... главу? первый город, в общем. помню, что мне скорее понравилось, хотя в «Ведьмаке» было как-то слишком много самодовольства кровью и насилием — типа вот мы какие, зашибитесь. но вообще спасибо за напоминание, возможно, стоит перепройти. с интерфейсом я бороться способна.

      Удалить
  2. Так же по поводу не-фентези РПГ хотелось бы услышать ваше мнение по поводу классических Fallout и Deus Ex (3-ая часть Human Revolution содержит много шикарных элементов).

    Например, в Deus Ex в отличии от смены цифр атаки в мече, вы устанавливаете имплантанты, чем меняете геймплей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. для первого Fallout я слишком юна, многократно (раза четыре, не меньше) пыталась пройти второй. вердикт: скучно. слишком открыто, слишком безлико. я люблю story-driven игры, сюжетные и с развитием персонажей, песочницы — не мой выбор. ну то есть я признаю все достоинства, о коих сбито немало клавиатур, но мне они не по вкусу.

      первый Deus Ex начинала, но стелс-шутер — это не то, в чём я очень сильна; я способна играть в оный, но попытки совладать с собственными кривыми руками отбирают у меня слишком много сил. короче, я залажала какую-то миссию и бросила-таки. знаю, что, возможно, зря; надо когда-нибудь попытаться ещё раз. правда, киберпанковская эстетика и проблематика меня не очень волнуют. DA2 нравится мне тем, что проблемы большинства персонажей вполне общечеловеческие и могут восприниматься в отрыве от сеттинга; в DE такое есть?

      Удалить
  3. Анонимный14 июня 2012 г., 8:51

    а что по поводу масс-эффекта? имхо, ничем не хуже дрэгонэйджика в плане сюжетности.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. но все пушки одинаковые же!

      Удалить
    2. Анонимный1 июля 2012 г., 6:12

      Зато там офигенные инопланетяне.

      Ветер

      Удалить
    3. как-то они меня не прут при всём желании.

      Удалить
  4. Анонимный23 июня 2012 г., 7:26

    тоже могу играть только в фентезийные РПГ :) как выше уже отписались, есть замечательный Ведьмак 1 часть. Во 2 играть не смогла - слишком солнечный, что ли.
    За "что все мечи разные, а пистолеты одинаковые" - отдельное спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. :)
      определённо надо ещё раз поиграть в Ведьмака, да.

      Удалить
  5. Первое место совпало с моим, уии =) Я недавно только в 1ый раз в Planescape поиграл, впечатлений была масса. Словно не столько играешь, сколько читаешь действительно увлекательную книжку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. это что. как-то раз я, не желая тратить неделю на прохождение, потратила два дня на чтение фанатской новеллизации (это чуть причёсанные тексты из игры) и получила массу удовольствия. а в тщетной попытке подтянуть свой немецкий я читала немецкую фанатскую новеллизацию. этим, вероятно, объясняется тот факт, что из всего немецкого языка я помню только слово Leiche.

      Удалить
  6. DA2 в этом списке неприятно удивил. Если хочется по-настоящему хорошо, прочувствованно, именно что "серьезно" написанной истории - поиграйте в одну из RPG от Obsidian.

    Mask of the Betrayer, который не просто так сравнивают с Planescape'ом, KOTOR2(именно второй и обязательно с модом, который восстанавливает вырезанное из файлов игры - дедлайны вынудили сдать игру значительно раньше срока), New Vegas(и никак не скучный оригинал) - все это написано в десятки раз лучше любого из последних творений Bioware - почти без штампов и с любовью, с персонажами, которые запомнятся гораздо дольше.

    Кроме того, они - единственные, пожалуй, люди в индустрии, кто понимает значение отыгрыша в RPG, и единственные, кто смог влить свежей крови даже в такие изъезженные и скучные миры, как Forgotten Realms и Star Wars. Они не побоялись даже в некоторой мере их сломать - тот же KOTOR2 не каноничен ни разу, зато дает такой взгляд на тамошнюю вселенную, какого еще не было. Я звучу сейчас как последний фанбой, но ей-богу, так оно все и есть.

    Ведьмака, кстати, тоже поддерживаю(правда, только второго), но книжки, на которых все основано гораздо лучше. И, поверьте, mature content там не для демонстративности, а просто потому что сеттинг такой.

    А вот с Planescape'ом на первом месте согласен однозначно, тут спорить не с чем.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. спасибо большое, я обязательно учту ваши советы. смущает меня только одно: признаю, я не читала Сапковского, видела только отрывки. но отрывки эти были ПИЗДЕЦ-ПИЗДЕЦ ВЫРВИГЛАЗНОЕ ГОВНО. с одной стороны, мне могло не повезти; с другой, в формате игры это может быть как раз вполне ок. но ваше признание в том, что книги вам нравятся, выдаёт, кажется, разницу наших вкусов.

      из этого списка я играла в КОТОР2, и меня не тронуло вовсе; может, дело в том, что тогда я сама была фанбоем ЗВ. :)

      но в любом случае спасибо.

      Удалить
  7. Анонимный29 июля 2012 г., 1:59

    ну вот где там пистолеты одинокавые в масс эффекте? ладно, первый - да. его стоит проходить только из-за того, что она пиздец связан со вторым и третьим, без первого половина не ясна. а во втором и третьем каждая пушка разная, под свою тактику.

    ОтветитьУдалить
  8. Покемоны - это что-то шедевральное)
    а из шикарных игр на 2 минуты "Relive Your Life" видели?)
    http://www.armastevs.com/play-1430131486-Relive-Your-Life.html

    ОтветитьУдалить
  9. Это неинтерактивный-то ДА2 стори-дривен? "Все будет вот так и никак иначе, и ты этого не предотвратишь - а, да, и какой бы выбор ты не делал, дорогой игрок, тебе придется драться против тех и других, YAAAAY".
    И да, в игре должна кроме истории быть игра. В ДА2 игра тупо плохая, с телепортирующимися на крыши врагами, бесконечным повторением одного и того же подземелья, и отсутствием friendly fire.

    ОтветитьУдалить
  10. Скажите, а "The Last Express" Вам не доилось играть? Если доводилось, то понравился ли он Вам?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. играть доводилось, доиграть — нет. :)
      ужасно интересная штука, но мне было очень уж нервно.

      Удалить
  11. Чем меня так сильно разочаровал Dragon Age II, так это даже не клонированными подземельями и непростительным для некоторых игроков своеволием напарников (Андерс), а гораздо более урезанными диалогами по сравнению с DAO и диалоговым колесом, где весь выбор заключён между тремя банальнейшими линиями поведения.
    И тот факт, что теперь для того, чтобы потрепаться с каким-нибудь сопартийцем за жизнь, выведать у него такие приятные сердцу истории о его прошлом или просто спросить совета, надо приходить в _определённое место в определённое время_, просто убивает D: Просто, меня никогда не интересовала боёвка в DA, я прихожу в игру прежде всего за сюжетной частью и диалогами. Которые в общем-то УГ в сравнении с DAO (такое несомненно важное личное мнение, но тем не менее).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. да что толку с того, что в ДАО они ветвистее, если там всё скучно как пиздец? возможность выбрать из пяти одинаково неинтересных мне вариантов как-то не шибко радует. выбора-то всё равно нигде нет, просто в ДА2 честнее показали, что у нас тут сугубо flavour. мне в целом ок. :)

      ну ведь не так сложно приходить, фасттрэвел же!

      Удалить